273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации введен в действие 1 сентября 2013 года. В течение нескольких лет подготовка нового закона его основные положения вызывали серьезные дискуссии в родительском, педагогическом и даже политическом сообществах. Многие идеи и принципы оказались для России предельно новыми.
Основная идея
Содержательным стержнем закона является гарантия всеобщей доступности бесплатного образования в РФ на уровнях от дошкольного до среднего профессионального.
Обучение в ВУЗе и на послевузовском уровне также является бесплатным для тех, кто получает его впервые и успешно преодолевает установленные конкурсные испытания.
Цепочка от дошкольного до полного общего образования строится на принципе преемственности и непрерывности: так, на дошкольном уровне теперь обязательной стала подготовка воспитанников к школе. А вот форма его получения стала вариативной: не только в детском саду, но и в специальных группах при школе.
Закон гарантирует зачисление в первый класс детям, которые зарегистрированы на территории, официально закрепленной за определенной школой. Единственным основанием отказа в зачислении может быть отсутствие свободных мест.
Одной из центральных идей ФЗ №273 является индивидуализация обучения на всех уровнях, в том числе по категориям обучающихся.
Регулирование затрагивает образовательную деятельность:
- направленную на развитие одаренности,
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
- детей-мигрантов и иностранных студентов,
- а также обучающихся в вечерних сменных школах при колониях.
Впервые законодательно было закреплено слово «инклюзия», и дети с ОВЗ были выведены из образовательной изоляции, начав обучаться в общей среде.
В России закреплена юридически возможность обучать детей по-разному, используя:
- дистанционные;
- сетевые;
- электронные форматы.
Также произошла полная легализация семейного обучения.
Эксперты отмечают интеграционный, нацеленный на приближение к европейским принципам характер нового закона.
Одна из глав документа специально посвящена обеспечению условий для мобильности:
- обучающихся;
- педагогов;
- организации совместных образовательных программ;
- научных мероприятий с зарубежными образовательными организациями.
Закон установил упрощенные правила признания полученных за рубежом документов об образовании.
Разделы и их краткое содержание
Закон охватывает максимум аспектов организации процессов: от характеристик субъектов образовательной деятельности до основ международного сотрудничество.
Рассмотрим подробнее содержание закона:
- глава 1 описывает общие принципы взаимоотношений и роль государства в этой системе, в том числе гарантирует гражданам право на образование;
- в главе 2 прописана структура образовательной системы РФ, а также ключевые основания ее функционирования: ФГОС и ФГТ. Также данная глава вводит формы реализации образовательных программ на основании общих требований и фактически обязывает организации осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность;
- глава 3 описывает особенности деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере образования, выдвигает требования к структуре и управлению ими;
- в главе 4 описаны права, обязанности и гарантии, предоставляемые обучающимся и их родителям: обеспечение учебными пособиями, организованное питание, принципы установления школьной формы, организации транспортировки обучающихся и т.д.;
- правовой статус педагогов и руководства образовательной организации, их обязанности и ответственность обозначены в главе 5;
- глава 6 регламентирует образовательные отношения: виды и особенности приема на обучение, проведение аттестации обучающихся, основания прекращения отношений;
- начиная с 7 главы закона описаны подробно принципы деятельности на разных уровнях и из оглавления становится понятно, что дошкольное образование включено в систему общего;
- 8 глава посвящена профессиональному уровню до послевузовского;
- в 9 главе описаны принципы организации профессионального обучения как средства получения конкретных практических знаний и навыков вне многоуровневой системы непрерывного образования;
- три категории дополнительного образования: для детей, для взрослых и в рамках определенных профессий описаны в 10 главе закона;
- та самая указанная выше индивидуализация по категориям обучающихся заложена в главе 11, где указаны принципы организации обучения одаренных детей, детей с ОВЗ и т.д., а также особенности реализации образовательных программ в таких сферах, как медицина и фармацевтика, физическая культура и спорт и других;
- аспекты лицензирования и государственной аккредитации деятельности в сфере образования, особенности проведения оценки качества и требования к уровню информационной открытости образовательной организации содержатся в главе 12;
- особенности финансирования образовательных организаций из бюджетных и внебюджетных источников регулируются главой 13;
- глава 14 описывает формы международного образовательного сотрудничества;
- в заключительных положениях главы 15 описываются формальные аспекты преемственности в образовательном законодательстве.

Что нового в 173 фз о валютном регулировании и валютном контроле? Ответ в этой статье.
Видео: Официальные пояснения
Последние изменения в 2020году
В начале 2020 года в закон были внесены некоторые изменения, в частности:
- в статье 59, посвященной порядку проведения итоговой аттестации, полномочия по определению сроков проведения и продолжительности экзаменов в системе общего образования концентрируются в руках соответствующего федерального органа – теперь это Министерство просвещения;
- в главе 12, посвященной принципам государственного регулирования, появилась статья 98.1, согласно которой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения должна размещаться информация о предоставленных обучающимся и педагогам социальных гарантиях и иной поддержке;
- из статьи 36, посвященной назначению государственных социальных стипендий, исключены уточнения родов войск, после трехлетней контрактной службы в которых возможно получение государственной социальной стипендии в образовательной организации.
Подробнее о статье 41
Закон об образовании большое внимание уделяет охране здоровья обучающихся, четко описывая направления деятельности по ее обеспечению:
- от первой помощи и обучения педагогов навыкам ее оказания до регулярных профилактических осмотров и противоэпидемической профилактики;
- от организации питания и распределения учебной и внеучебной нагрузки до мер по обеспечению безопасности учебного процесса и профилактики несчастных случаев;
- от пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний до предупреждения употребления обучающимися алкогольных наркотических и психотропных веществ.
Законодатель не возлагает непосредственно оказание первой медицинской помощи на образовательную организацию, но обязывает безвозмездно предоставить подходящее для ее оказания помещение. В этом помещении будет находиться медицинский работник из закрепленной организации здравоохранения.
За состоянием здоровья обучающихся по закону ведется квалифицированное наблюдение, все несчастные случаи, произошедшие в стенах организации, обязательно расследуются с привлечением надзорных органов.
Для обучающихся с ОВЗ, в том числе тех, кто не может посещать образовательную организацию, предусмотрены формы обучения дома или в больнице. Переход на такое обучение возможен при наличии медицинского заключения и письменного заявления родителей.
Подробнее о ст. 74
По итогам прохождения профессионального обучения проводится квалификационный экзамен для определения того, насколько соответствует уровень подготовки требованиям программы.
Этот экзамен проводится той организацией, которая проводила обучение, и включает проверку теоретических и практических знаний.
О ст. 29
Согласно закону каждая образовательная организация должна иметь сайт, на котором пользователь сможет найти полную информацию о ней.
В том числе обязательной является публикация сведений о результатах зачисления обучающихся на все формы обучения и/или специальности и о наличии вакантных мест для перевода.
На сайте должна быть размещена информация о платных услугах и размере их оплаты, наличии мер социальной поддержки, о поступлении и расходовании средств.
Закон устанавливает также срок обязательного обновления информации: в течение 10 рабочих дней после фактического изменения сведений или создания документов.
Статья 23
В зависимости от уровня реализуемых программ существуют такие типы образовательных организаций:
- дошкольные,
- общеобразовательные,
- профессиональные,
- высшего образования.
Кроме того, в дополнительном образовании возможна реализация не только общеобразовательных, но и профессиональных программ, что приводит к существованию разных типов и здесь.
Закон закрепляет для организаций разных типов возможность осуществления широкого круга программ:
Таблица 1. Право образовательных организаций на реализацию различных категорий программ
Тип образовательной организации | дошкольная | общеобразовательная | профессиональная | высшего образования | дополнительного образования | дополнительного профессионального образования |
Вид образовательной программы | ||||||
дошкольные | + | + | + | |||
дошкольные общеразвивающие программы | + | |||||
дополнительные общеобразовательные программы | + | + | + | + | + | |
общеобразовательные | + | + | + | |||
среднего профессионального образования | + | |||||
программы профессионального обучения | + | + | + | + | ||
программы высшего образования | ||||||
дополнительные профессиональные программы | + | + | + | |||
Программы подготовки научно-педагогических кадров | + | |||||
Программы ординатуры | + |
Особенности 73 статьи
Профессиональное обучение в отличие от профессионального образования изначально направлено на работу с людьми различных возрастов по обучению их конкретным профессиональным навыкам. Например, работе с оборудованием или технологиями.
По результатам прохождения обучения присваивается разряд по профессии, но уровень полученного образования не повышается.
Виды программ профессионального обучения:
- профессиональной подготовки (если обучающийся не имел рабочей профессии прежде);
- переподготовки (для освоения новой профессии);
- повышения квалификации (для совершенствования навыков без изменения сферы деятельности).
Присвоение уровня (квалификации) по итогам обучения осуществляется согласно нормативным актам Министерства просвещения.

Какие правила оформления больничного листа согласно 255 фз в новой редакции 2020 с комментариями? Смотрите тут.
Нужна ст 9 402 фз о бухгалтерском учете в последней редакции 2020? Читайте далее.
Современное российское образование находится на важном и непростом этапе становления и укрепления новых принципов при сохранении базовых гарантий.
Несмотря на споры вокруг закона, им полностью гарантируется возможность получения бесплатного образования от дошкольного до послевузовского, а также обеспечиваются основы индивидуализации обучения, более широко развернутые во ФГОС.
Количество изменений, внесенных в 273-ФЗ, свидетельствует о гибком и вдумчивом подходе законодателей к соответствию закона требованиям объективной действительности.