Популярно
273 фз об образовании в Российской Федерации

273 ФЗ об образовании в Российской Федерации с последними изменениями


273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации введен в действие 1 сентября 2013 года. В течение нескольких лет подготовка нового закона его основные положения вызывали серьезные дискуссии в родительском, педагогическом и даже политическом сообществах. Многие идеи и принципы оказались для России предельно новыми.

Основная идея

Содержательным стержнем закона является гарантия всеобщей доступности бесплатного образования в РФ на уровнях от дошкольного до среднего профессионального.

Обучение в ВУЗе и на послевузовском уровне также является бесплатным для тех, кто получает его впервые и успешно преодолевает установленные конкурсные испытания.

Цепочка от дошкольного до полного общего образования строится на принципе преемственности и непрерывности: так, на дошкольном уровне теперь обязательной стала подготовка воспитанников к школе. А вот форма его получения стала вариативной: не только в детском саду, но и в специальных группах при школе.

Закон гарантирует зачисление в первый класс детям, которые зарегистрированы на территории, официально закрепленной за определенной школой. Единственным основанием отказа в зачислении может быть отсутствие свободных мест.

Одной из центральных идей ФЗ №273 является индивидуализация обучения на всех уровнях, в том числе по категориям обучающихся.

Регулирование затрагивает образовательную деятельность:

  • направленную на развитие одаренности,
  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
  • детей-мигрантов и иностранных студентов,
  • а также обучающихся в вечерних сменных школах при колониях.

Впервые законодательно было закреплено слово «инклюзия», и дети с ОВЗ были выведены из образовательной изоляции, начав обучаться в общей среде.

В России закреплена юридически возможность обучать детей по-разному, используя:

  1. дистанционные;
  2. сетевые;
  3. электронные форматы.

Также произошла полная легализация семейного обучения.

Эксперты отмечают интеграционный, нацеленный на приближение к европейским принципам характер нового закона.

Одна из глав документа специально посвящена обеспечению условий для мобильности:

  • обучающихся;
  • педагогов;
  • организации совместных образовательных программ;
  • научных мероприятий с зарубежными образовательными организациями.

Закон установил упрощенные правила признания полученных за рубежом документов об образовании.

Разделы и их краткое содержание

Закон охватывает максимум аспектов организации процессов: от характеристик субъектов образовательной деятельности до основ международного сотрудничество.

Рассмотрим подробнее содержание закона:

  • глава 1 описывает общие принципы взаимоотношений и роль государства в этой системе, в том числе гарантирует гражданам право на образование;
  • в главе 2 прописана структура образовательной системы РФ, а также ключевые основания ее функционирования: ФГОС и ФГТ. Также данная глава вводит формы реализации образовательных программ на основании общих требований и фактически обязывает организации осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность;
  • глава 3 описывает особенности деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере образования, выдвигает требования к структуре и управлению ими;
  • в главе 4 описаны права, обязанности и гарантии, предоставляемые обучающимся и их родителям: обеспечение учебными пособиями, организованное питание, принципы установления школьной формы, организации транспортировки обучающихся и т.д.;
  • правовой статус педагогов и руководства образовательной организации, их обязанности и ответственность обозначены в главе 5;
  • глава 6 регламентирует образовательные отношения: виды и особенности приема на обучение, проведение аттестации обучающихся, основания прекращения отношений;
  • начиная с 7 главы закона описаны подробно принципы деятельности на разных уровнях и из оглавления становится понятно, что дошкольное образование включено в систему общего;
  • 8 глава посвящена профессиональному уровню до послевузовского;
  • в 9 главе описаны принципы организации профессионального обучения как средства получения конкретных практических знаний и навыков вне многоуровневой системы непрерывного образования;
  • три категории дополнительного образования: для детей, для взрослых и в рамках определенных профессий описаны в 10 главе закона;
  • та самая указанная выше индивидуализация по категориям обучающихся заложена в главе 11, где указаны принципы организации обучения одаренных детей, детей с ОВЗ и т.д., а также особенности реализации образовательных программ в таких сферах, как медицина и фармацевтика, физическая культура и спорт и других;
  • аспекты лицензирования и государственной аккредитации деятельности в сфере образования, особенности проведения оценки качества и требования к уровню информационной открытости образовательной организации содержатся в главе 12;
  • особенности финансирования образовательных организаций из бюджетных и внебюджетных источников регулируются главой 13;
  • глава 14 описывает формы международного образовательного сотрудничества;
  • в заключительных положениях главы 15 описываются формальные аспекты преемственности в образовательном законодательстве.

Видео: Официальные пояснения

Последние изменения в 2020году

В начале 2020 года в закон были внесены некоторые изменения, в частности:

  • в статье 59, посвященной порядку проведения итоговой аттестации, полномочия по определению сроков проведения и продолжительности экзаменов в системе общего образования концентрируются в руках соответствующего федерального органа – теперь это Министерство просвещения;
  • в главе 12, посвященной принципам государственного регулирования, появилась статья 98.1, согласно которой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения должна размещаться информация о предоставленных обучающимся и педагогам социальных гарантиях и иной поддержке;
  • из статьи 36, посвященной назначению государственных социальных стипендий, исключены уточнения родов войск, после трехлетней контрактной службы в которых возможно получение государственной социальной стипендии в образовательной организации.

Подробнее о статье 41

Закон об образовании большое внимание уделяет охране здоровья обучающихся, четко описывая направления деятельности по ее обеспечению:

  • от первой помощи и обучения педагогов навыкам ее оказания до регулярных профилактических осмотров и противоэпидемической профилактики;
  • от организации питания и распределения учебной и внеучебной нагрузки до мер по обеспечению безопасности учебного процесса и профилактики несчастных случаев;
  • от пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний до предупреждения употребления обучающимися алкогольных наркотических и психотропных веществ.

Законодатель не возлагает непосредственно оказание первой медицинской помощи на образовательную организацию, но обязывает безвозмездно предоставить подходящее для ее оказания помещение. В этом помещении будет находиться медицинский работник из закрепленной организации здравоохранения.

За состоянием здоровья обучающихся по закону ведется квалифицированное наблюдение, все несчастные случаи, произошедшие в стенах организации, обязательно расследуются с привлечением надзорных органов.

Для обучающихся с ОВЗ, в том числе тех, кто не может посещать образовательную организацию, предусмотрены формы обучения дома или в больнице. Переход на такое обучение возможен при наличии медицинского заключения и письменного заявления родителей.

Подробнее о ст. 74

По итогам прохождения профессионального обучения проводится квалификационный экзамен для определения того, насколько соответствует уровень подготовки требованиям программы.

Этот экзамен проводится той организацией, которая проводила обучение, и включает проверку теоретических и практических знаний.

О ст. 29

Согласно закону каждая образовательная организация должна иметь сайт, на котором пользователь сможет найти полную информацию о ней.

В том числе обязательной является публикация сведений о результатах зачисления обучающихся на все формы обучения и/или специальности и о наличии вакантных мест для перевода.

На сайте должна быть размещена информация о платных услугах и размере их оплаты, наличии мер социальной поддержки, о поступлении и расходовании средств.

Закон устанавливает также срок обязательного обновления информации: в течение 10 рабочих дней после фактического изменения сведений или создания документов.

Статья 23

В зависимости от уровня реализуемых программ существуют такие типы образовательных организаций:

  1. дошкольные,
  2. общеобразовательные,
  3. профессиональные,
  4. высшего образования.

Кроме того, в дополнительном образовании возможна реализация не только общеобразовательных, но и профессиональных программ, что приводит к существованию разных типов и здесь.

Закон закрепляет для организаций разных типов возможность осуществления широкого круга программ:

Таблица 1. Право образовательных организаций на реализацию различных категорий программ

Тип образовательной организации дошкольная общеобразовательная профессиональная высшего образования дополнительного образования дополнительного профессионального образования
Вид образовательной программы
дошкольные + +     +  
дошкольные общеразвивающие программы +          
дополнительные общеобразовательные программы   + + + + +
общеобразовательные   + + +    
среднего профессионального образования       +    
программы профессионального обучения   +   + + +
программы высшего образования            
дополнительные профессиональные программы     + +   +
Программы подготовки научно-педагогических кадров           +
Программы ординатуры           +

Особенности 73 статьи

Профессиональное обучение в отличие от профессионального образования изначально направлено на работу с людьми различных возрастов по обучению их конкретным профессиональным навыкам. Например, работе с оборудованием или технологиями.

По результатам прохождения обучения присваивается разряд по профессии, но уровень полученного образования не повышается.

Виды программ профессионального обучения:

  • профессиональной подготовки (если обучающийся не имел рабочей профессии прежде);
  • переподготовки (для освоения новой профессии);
  • повышения квалификации (для совершенствования навыков без изменения сферы деятельности).

Присвоение уровня (квалификации) по итогам обучения осуществляется согласно нормативным актам Министерства просвещения.

Современное российское образование находится на важном и непростом этапе становления и укрепления новых принципов при сохранении базовых гарантий.

Несмотря на споры вокруг закона, им полностью гарантируется возможность получения бесплатного образования от дошкольного до послевузовского, а также обеспечиваются основы индивидуализации обучения, более широко развернутые во ФГОС.

Количество изменений, внесенных в 273-ФЗ, свидетельствует о гибком и вдумчивом подходе законодателей к соответствию закона требованиям объективной действительности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2020 iskhouse.ru